Сабпрайм-кошмар возвращается

Мировой финансовый кризис 2008 года начался с проблем на рынке ипотечного кредитования США. Банки долгое время раздавали ипотечные кредиты всем, кто только был в состоянии поставить подпись под договором — даже тем, кому не следовало бы отпускать в кредит даже кукольный домик за 20 долларов.

Схема работала, так как плохие заёмщики покупали дома, и цены на недвижимость шли вверх. Предполагалось, что когда плохие заёмщики перестанут платить, банк просто заберёт подорожавший дом, чтобы с выгодой перепродать его следующему плохому заёмщику. Какое-то время так и было, однако в итоге закончились даже плохие заёмщики, после чего раздутый на рынке недвижимости пузырь схлопнулся, дав тем самым старт кризису, с разрушительными последствиями которого мировая финансовая система не может справиться и по сей день.

Конечно же, топ-менеджмент банков понимал, что любая пирамида рано или поздно лопается, и что выдавать кредиты потомственным безработным — плохая идея. Жадность тем не менее оказалась сильнее, чем чувство ответственности за деньги вкладчиков и инвесторов.

Ничего не изменилось и после 2009 года. Так как финансовую пирамиду можно строить не только на недвижимости, но и на любом другом товаре — на луковицах тюльпанов, например — банки не стали ужесточать требования к заёмщикам, а просто переключились на новые направления. Самым ёмким из этих направлений стали автомобильные кредиты.

Устройство механизма было ровно таким же, как и в истории с недвижимостью. Банки начали выдавать массово выдавать автомобильные кредиты второго сорта, так называемые «сабпрайм»-кредиты. Любой бродяга с автомобильными правами мог прийти в автосалон, соврать что-нибудь о своей работе и уехать домой на роскошном автомобиле. Крупнейший игрок на рынке автокредитов, «Сантандер», признался, что проверял наличие доходов только у 8% заёмщиков. Стоит ли удивляться, что теперь эти заёмщики массово прекращают платежи?

https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-05-22/subprime-auto-giant-checked-income-on-just-8-of-loans-in-abs

Вполне очевидно, что пирамида автокредитов также обречена на схлопывание: чудес не бывает, такова судьба всех пирамид. Ну а так как речь идёт о миллиардах или десятках миллиардов долларов, можно смело ожидать, что проблемы на рынке сабпрайм-кредитования выльются в начало следующей волны мирового финансового кризиса.

Как говорят на Уолл-Стрит, на кухне не бывает одного таракана. Наивно было бы надеяться, что кризис будет точечным и ударит только по одному-двум банкам. Во-первых, банки выпустили на основе автокредитов производные ценные бумаги — после банкротства банков эти ценные бумаги станут обычной макулатурой. Во-вторых, все крупные западные банки не работают сами по себе, а теснейшим образом вплетены в западную финансовую систему. Та же группа «Сантандер», например, имеет испанские корни, а экономика Испании сейчас находится в столь плохой форме, что любой сильный толчок может спровоцировать её обвал.

Тем временем агентство «Мудис» хоть и выражает уже некоторую обеспокоенность методами работы группы «Сантандер», но всё ещё ставит её ценным бумагам рейтинг надёжности ААА. Похоже, для международных рейтинговых агентств очередная волна кризиса снова станет сюрпризом.

2 комментария

  1. По сути финансовые власти тупо допустили обвал ипотечников, чтобы оправдать беспрецедентное вливание ликвидности в экономику со стороны ФРС. Можно вполне было и спасти. Автомобильная отрасль может оказаться взведенным курком, который спустят после повышения ставки в июне, чтобы оправдать новые меры монетарного смягчения. К примеру, новые миллиардные вливания, а там и до отрицательной ставки недалеко.
    Рейтинговые агентства — это уже давно политический инструмент «кому давать, а кому не давать». Вот, Китаю недавно рейтинг снизили впервые с 1989 г.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *