Агония офлайнового банкинга

«Сбербанк» за два года сократил 1300 отделений, обслуживавших корпоративных клиентов. Герман Греф заявил, что традиционный банкинг ушёл в историю: бизнес поголовно сидит в интернет-банке, а пешком приходит в отделения только тогда, когда надо решить какую-то проблему:

http://tass.ru/ekonomika/4411972

Стоит отметить, что проблемы в «Сбербанке» не являются редкостью. Прямо сегодня, например, я вынужден буду поехать в отделение зелёного банка, чтобы менежджер поставил какую-то дополнительную галочку, необходимую для подключения QUIK — терминала биржевой торговли, интерфейс которого устарел как минимум на 15 лет.

Впрочем, эти мелкие шероховатости уже исправляются. По сути Герман Греф полностью прав: традиционный офлайновый банкинг в самом деле доживает последние годы, «Сбербанк» продолжает закрывать ненужные уже отделения, а остальные банки или последуют примеру лидера, или уйдут с рынка.

До работающих в банках белых воротничков постепенно начинает доходить, что основной объём их работы делается в компьютере, и что автоматизировать их труд даже проще, чем труд водителей или грузчиков. Собственно, это уже происходит: быстрее всего «Сбербанк» выставляет на мороз юристов и бухгалтеров.

Дальше цифровизация будет распространяться и на офлайновые области. Всего месяц назад «Сбербанк» начал проводить эксперименты с инкассаторскими дронами, а уже осенью дроны с грузоподъёмностью в 50 килограмм начнут использоваться для рабочего перемещения денег между объектами:

https://ria.ru/economy/20170620/1496927012.html

Инкассаторы, суровые ребята в автоматах и бронежилетах, вынуждены будут искать себе новую работу… не исключено, что в итоге они будут работать в личной охране тех немногочисленных специалистов, услуги которых так и не удастся автоматизировать. Охрана этим специалистам понадобится: ходить по улицам городов, где 99% людей не имеет работы, будет опасно.

Меняется всё. Классическому банковскому бизнесу также приходит конец — уже сейчас выдачей кредитов на автомобили часто занимаются ручные банки производителей. Логично ожидать, что с развитием автоматизации выдавать кредиты будут розничные торговые сети, банки же современного типа станут в этой ситуации лишним звеном.

Желающим выжить в новом мире банкам придётся меняться: переключаться на управление активами, финансовое планирование и страхование. Банк спрячется в мобильные телефоны и станет для клиента чем-то вроде мобильного ассистента Сири или Кортаны: личным министром финансом, который будет отвечать за доходы, расходы, кредиты и все остальные денежные дела.

Так как интернет является «плоским», хорошо доступным с любого устройства, большая часть рынка в нём обычно достаётся одному игроку. В России, пожалуй, все шансы стать таким монополистом есть у «Сбербанка» — он не только самый крупный, но ещё и самый технологически продвинутый.