Охота на немецкий «картель»

Автолюбители США обрушились с иском на немецких автопроизводителей. Суть дела весьма необычна — BMW, Daimler и Volkswagen (включая его бренды Audi и Porsche) обвиняются в создании картеля. По версии автолюбителей вина немцев заключается в двух мошеннических уловках:

https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-07-28/porsche-audi-bmw-and-others-acted-as-cartel-lawsuit-says

1. Они берут с покупателей дополнительные деньги в качестве платы за «немецкое качество».
2. Они создали заговор с целью замедлить развитие автомобильных технологий.

Претензии звучали бы очень странно даже по отдельности — ведь автомобильный рынок высококонкурентен, и конкретно немецкие автомобили занимают на нём не такую большую долю, чтобы диктовать что бы то ни было покупателям. Однако эти два пункта ещё и противоречат друг другу — ведь если бы немцы действительно тормозили технический прогресс на протяжении двадцати лет, им было бы довольно сложно называть качественными морально устаревшие автомобили.

Наверное, у опытных автолюбителей найдётся немало претензий к производителям авто, как немецких, так и американских. Достаточно будет упомянуть запланированное устаревание — маркетинговую стратегию некоторых производителей, которые намеренно делают свои машины недолговечными и дорогими в ремонте, чтобы у покупателей был стимул регулярно менять их на новые. Вместе с тем упрекать немцев за немецкое качество, пожалуй, несколько нелепо.

Картина становится ещё более интересной, если посмотреть на неё с точки зрения политики. В начале июня мы уже писали, что Дональд Трамп во время встречи с лидерами Евросоюза угрожал немцам запретить продажу немецких машин США:

Трамп угрожает немцам

Вот так сходу взять и обложить немекие машины запретительными импортными пошлинами было бы неправильно, это выглядело бы самодурством. В большой политике принято находить для жёстких решений веские причины или хотя бы веские предлоги.

Юристы знают, что закон не всегда бывает справедливым — суды зачастую руководствуются при вынесении решений законными, но совершенно непонятными для обывателей соображениями. Мало кто удивится, если суды, в которые подали иски американские автолюбители, вынесут решения в их пользу. Если же на руках у Дональда Трампа появятся решения двух судов, согласно которым немецкие автопроизводители признаются виновными в создании картеля, он сможет громогласно сообщить Ангеле Меркель, что его терпение, наконец, лопнуло, и отдать распоряжение ввести те пошлины, о которых президент говорил два месяца назад.