Побочные эффекты продаж

Как отлично знают пользователи услуг «Почты России» и РЖД, в некоторых крупных организациях ставят рядовым сотрудникам план по продаже клиентам разного ненужного им барахла. Попытались заработать таким образом денег и в банке «Уэллс Фарго», одной из самых крупных финансовых организаций на планете.

Результат был вполне предсказуем: десятки тысяч сотрудников объединились в огромное тайное сообщество, которое обманывало клиентов банка, чтобы выполнять план и получать премии за продажи.

Клиентов подписывали на автоплатежи, их счета не закрывали после ухода клиентов в другой банк, создавались фейковые аккаунты несуществующих людей. Через некоторое время клиенты начинали замечать, что с «Уэллс Фарго» происходит что-то странное — они то обнаруживали без спроса оформленные на них кредитные карточки, то видели комиссии, списанные с них непонятно за что.

Разразился крупный скандал, который повлёк за собой расследование в Конгрессе США. Однако уже в ходе расследования выяснилось, что «Уэллс Фарго» даже и не думает прекращать порочную практику. Согласно последним новостям количество обнаруженных фальшивых счетов клиентов достигло 3,5 миллионов. Обман клиентов, похоже, настолько выгоден, что банку интереснее платить штрафы, чем работать по-честному:

https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-08-31/wells-fargo-increases-fake-account-estimate-67-to-3-5-million

Есть, впрочем, подозрения, что за фальшивыми счетами стоит нечто большее, чем естественное желание банковских клерков избежать наказания за невыполнение плана. Некоторое время назад банк был замешан в очень некрасивой истории с отмыванием денег наркомафии. Не исключено, и сейчас фальшивые счета используются для отмывания каких-то грязных финансовых потоков.

Пожалуй, российскому ЦБ следует весьма тщательно изучить историю морального падения «Уэллс Фарго». Наши банкиры не отличаются особой щепетильностью, как и их американские коллеги, они тоже любят нарушать закон. Достаточно вспомнить забалансовых вкладчиков, о счетах которых разорившиеся банки не сообщали ЦБ. Представьте: приходит такой вкладчик за компенсацией, а ему говорят — вас нет в списках, согласно данным банка, вы не являлись его клиентом… Конечно, при наличии хоть каких-то документов наши власти компенсировали вклады и этим потерпевшим, однако не значит, что фокусы нечистоплотных банкиров никак не могут повредить гражданам, государству и экономике.

Возможно, первое, что стоит сделать — резко упростить тарифные планы, сделав их понятными для рядовых клиентов банков. Сейчас мало кто сможет разобраться, почему у него со счёта внезапно списали 200 рублей комиссии — договоры с банками так запутаны, что для проверки честности банка клиенту требуется обычно проводить целое исследование.