Обман восточноевропейских потребителей

Европейская комиссия подтвердила, что крупные международные производители еды, напитков и моющих средств на протяжении многих лет поставляли в страны Восточной Европы ухудшенные версии своих продуктов:

https://www.theguardian.com/inequality/2017/sep/15/food-brands-accused-of-selling-inferior-versions-in-eastern-europe

Крупный скандал в области защиты прав потребителей в ЕС возник далеко не внезапно: исследования на эту тему недавно были проведены в Болгарии, Словении, Чехии и Венгрии, ожидаются также результаты исследования из Хорватии. Как видно, восточноевропейцы сумели объединиться и надавить на Еврокомиссию, которая до этого много лет избегала реагировать на данную тему. Не случайно и то, что должность еврокомиссара по надзору за равенством в области судебных, потребительских и гендерных прав (Justice, Consumers and Gender Equality) занимает чешка Вера Йоурова (Věra Jourová), которая в результате и объявила во всеуслышание, что пищевые корпорации нарушают закон.

В двойных стандартах были уличены многие компании, в том числе такие гиганты, как Coca-Cola, Spar, Lidl, Pepsi, Birds Eye и FoodDrink Europe. К примеру, по сравнению с Австрией, в Словении Coca-Cola добавляет в напиток больше сахара и фруктозо-глюкозного сиропа, а Spar добавляет в земляничный йогурт на 40% меньше земляники для словенцев, чем для австрийцев. В результате, ценители качественных продуктов вынуждены выезжать за границу, чтобы приобрести их полноценную версию.

Разумеется, в руководстве крупнейших пищевых брендов поспешили оправдаться, заявив, что они просто адаптируют рецепты под местные вкусы и всячески подстраиваются под местный спрос. Даже производители моющих средств и те нашлись, что ответить: они делают локальные версии своих продуктов с учётом качества местной воды. Такие объяснения звучали и ранее, однако похоже, что Еврокомиссию подобные аргументы больше не удовлетворяют. Комиссар Йоурова намерена наладить единообразную методику тестирования продуктов в странах ЕС, а также поставить производителей перед выбором: либо повышать качество продукции, либо создавать отдельные бренды для потребителей на востоке.

Долгое время считалось, что «разница качества» между товарами одного и того же бренда в разных странах — это городская легенда, а оказалось, что это правда. Как и некоторые другие конспирологические теории, например о том, что Монсанто подделывает или «покупает» научные исследования, или теория о влиянии «сахарного лобби»:

https://www.theguardian.com/society/2016/sep/12/sugar-industry-paid-research-heart-disease-jama-report

Очевидно, что в России тоже нужно провести аналогичное исследование. Просто из интереса, чтобы понять, считают ли российских потребителей «первым сортом» (как немцев), «вторым» (как условных словаков или хорватов) или совсем «третьим» (т.е. качество еще хуже чем в Восточной Европе). Законодательными мерами тут вряд ли что-то можно исправить, но государству стоило бы подпортить имидж брендам, которые занимаются подобной практикой.