Остров электромобилей

Норвежский остров Финнёй имеет самую высокую в мире концентрацию электромобилей — каждый десятый островитянин владеет электрокаром. Как норвежцы дошли до такой жизни, объясняется в статье Reuters:

http://www.reuters.com/article/us-autos-electric-analysis/road-to-electric-car-paradise-paved-with-handouts-idUSKCN1BW1AN

Общее население коммуны Финнёй, расположенной на архипелаге в юго-западной провинции Ругаланн, составляет 3250 человек, при этом около 10% населения главного острова пользуется электромобилями, которые составляют примерно 20 % местного автопарка. Однако дело здесь вовсе не в том, что местные жители являются продвинутыми фанатами современных технологий или активными сторонниками защиты окружающей среды.

Рейтер в своей статье прямо и без обиняков указывает причину этого электромобильного изобилия: в коммуне Финнёй владельцы электромобилей освобождены от уплаты автодорожных сборов на общую годовую сумму примерно в 40,000-50,000 крон (5,500-6,500 долларов) за пользование тоннелем, который соединяет остров с материком. Для сравнения: в соседней расположенной на материке коммуне Ельмеланн электромобили есть у менее чем у одного человека из ста.

Норвегия является мировым лидером по темпам роста электромобильного парка: в 2016 году целых 29 % новых зарегистрированных автомашин в этой стране приходились на электрокары или электрогибриды (для сравнения: в находящихся на втором месте Нидерландах этот показатель составляет лишь 6,4 %). Среди полностью электрических машин особенной популярностью пользуются Tesla и Nissan Leaf. В связи с этим Илон Маск, глава компании Tesla, недавно признался в любви к Норвегии и поставил её в пример всему остальному миру.

Проблема в том, что разбогатевшая на нефтедобыче Норвегия едва ли может служить примером для менее зажиточных государств. Лидерство Норвегии в области внедрения электромобилей объясняется наиболее щедрыми субсидиями на душу населения по сравнению с прочими странами. Помимо локальных бонусов, вроде освобождения от автодорожных сборов или от платы за парковку, в Норвегии действуют общенациональные налоговые льготы на электромобили, которые в отдельных случаях могут достигать десятки тысяч долларов. Даже Великобритания и Франция не могут позволить себе ввести столь же серьёзные бонусы для владельцев электрокаров.

Самый существенный бонус, пожалуй, состоит в том, что электромобили практически не облагаются налогами при продаже, тогда как цена дизельных и бензиновых автомобилей в Норвегии резко подскакивает вверх в результате применения к ним целого ряда налогов. К примеру, электрический седан Tesla Model S до налогообложения стоит 636 000 крон, что вдвое больше, чем цена Audi A7 с бензиновым двигателем — 320 000 крон. Однако, после прибавления базового налога на продажу (140 000 крон), налога на выбросы диоксида углерода (125 000 крон) и специального налога на вес машины (110 000 крон), цена Audi возрастает до 697 000 крон. Тогда как к электрокару Tesla применяется лишь небольшой налог на последующую утилизацию автомобиля, что увеличивает цену лишь до 638 000 крон.

Неудивительно, что в отсутствие субсидий и льгот электромобильный бум заканчивается очень быстро. Электромобили гораздо дороже обычных машин, при этом они имеют более значительные ограничения на длину поездки, а подзарядка аккумуляторов зачастую занимает длительное время. Уже есть примеры, когда после отмены льгот продажи электромобилей резко упали, как это было в американском штате Джорджия в 2015 году или в Дании в 2016 году.

Практика, описанная в статье Рейтер, показывает, что на данный момент в «чистом виде» электрокары далеко не готовы решительно и быстро заменить традиционные автомобили. Наиболее впечатляющие успехи достигнуты исключительно за счёт грубого вмешательства государства в рынок. Интересно, почему сторонники свободного рынка не протестуют?

Если в ближайшие годы электромобили не станут существенно дешевле и эффективнее, то их область применения рискует надолго остаться лишь небольшим островом по сравнению с огромным материком обычного автотранспорта.

История с электрокарами очень напоминает хайп вокруг зелёной энергетики, и особенно ветрогенерации. Там аналогичная ситуация — без субсидий всё печально, хотя признавать это не любят.

Посмотрев в прошлое, нельзя не заметить, что более эффективным технологиям не требовались субсидии, они окупали себя сами. Может быть, современный капитализм вместе с современной инженерией куда-то не туда свернули в процессе своего исторического развития?

Регулятор против криптофондов
Юаневые ОФЗ как средство против санкций
Facebook достиг потолка
Дорогой Илон, ты не прав
Остров электромобилей
Гугл решил заработать на хакерах
Дипломатический поворот КНДР
Убытки Uber ужасно увеличились
Партнёры засомневались в Тесле
Китай и США: эпистолярно-торговый роман
Пенсии как причина будущего кризиса
Китай запутался в хаосе вокруг Трампа
Джим Керри бойкотирует «Фейкбук» из-за русских
Xiaomi выходит на IPO
Твиттер Трампа против ОПЕК

Последние новости