Казахская многовекторность

16 января, во время визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон, представители Казахстана подписали 20 коммерческих контрактов с американскими компаниями на общую сумму более 7.5 миллиардов долларов:

https://www.cnbc.com/2018/01/31/kazakhstan-pushes-for-us-deals—helped-by-chinas-investments.html

Во время посещения Белого дома США и встречи с президентом Трампом, президент Назарбаев провозгласил «новую эру отношений» между США и Казахстаном. Судя по фотографиям, встреча прошла в дружественной атмосфере, а обе стороны были в прекрасном настроении. И не зря — два десятка сделок и 7.5 миллиардов долларов — это очень много для сравнительно небольшой экономики Казахстана, а для американцев весьма приятно увеличение экономического присутствия на «заднем дворе» у России и Китая.

Неожиданным образом, одна из сфер сотрудничества, упомянутых на совместном выступлении по результатам встречи, — это сельское хозяйство. Как отмечает CNBC, в последнее время активно растёт экспорт зерна, овощей и мяса из Казахстана в Китай, и наличие огромного китайского рынка делает инвестиции в казахское сельское хозяйство весьма привлекательными. Тем более, что в рамках проекта «Один пояс — один путь» идёт наращивание транспортной инфраструктуры — китайцы строят железнодорожные хабы для торговли со Средней Азией.

Более того, благодаря транзиту через Китай география казахского сельхозэкспорта расширяется в другие страны. Так, в прошлом году начались поставки зерна из Казахстана во Вьетнам — по железной дороге, а затем морем через один из китайских портов.

То, насколько важно для казахов развитие транспортной инфраструктуры, видно также по двум сделкам на общую сумму 900 миллионов долларов, заключённым 16 января с компанией GE Transportation (дочка General Electric). Один контракт предполагает поставку в Казахстан 300 маневровых локомотивов до 2029 года, а другой — 18-летнее обслуживание 175 пассажирских локомотивов GE Evolution Series (данные тепловозы собираются на заводе в Астане):

GE Transportation signs $900m locomotive contracts with KTZ

Для Казахстана результат визита — большой успех, а для России напоминание о том, что у неё экономически многовекторный сосед. Американские компании вложили в экономику Казахстана около 50 миллиардов долларов начиная с 1990 года, а китайцы только за последние 10 лет проинвестировали в Казахстан более 14 миллиардов долларов.

На казахскую многовекторность не стоит раздражаться, но было бы круто найти для нее конструктивное применение — например, сделать так, чтобы через Казахстан иностранцы могли работать с Россией в обход санкций. Если американские компании фактически вписываются в китайский мегапроект «Один пояс — один путь», то вполне можно добиться и того, чтобы они вписались в какие-то проекты, полезные для России.

Второе китайское предупреждение
Мрачные ожидания глобалиста
Криптовалютные биржи в опасности
Остров электромобилей
Китайские аппетиты растут
5 жёстких граней цифровой экономики
Благодушие и лицемерие по поводу больших долгов
Кто стоит за вирусом «ВоннаКрай»?
Fitch разглядело потенциал в России
Нью-Йоркская биржа не прогибается перед арабами
Футбол прощается с китайцами
Россия обогнала Японию
Обречённая Франция
Биткоин скачет и клонируется
Миллениалы выбирают социализм

Последние новости