Пхёнчхан-2018: высокие расходы и пустые трибуны

Ожидается, что итоговая стоимость Игр в южнокорейском Пхёнчхане составит $13 миллиардов, что почти вдвое превышает изначальную оценку в $7 миллиардов. На фоне низких продаж билетов, такая ситуация снова остро поднимает вопрос об экономической состоятельности Олимпиад:

https://www.cnbc.com/2018/02/15/south-koreas-pyeongchang-winter-olympics-costs-benefits-of-hosting.html

Удвоение расходов по сравнению с первоначальными оценками — это конечно минус организаторам, но зато наглядно видно, что проблемы с планированием инвестиционных расходов — это не чисто российский феномен, и Игры в Сочи не были в этом плане чем-то исключительным.

Вообще говоря, превышение бюджета на проведение Олимпийских Игр — явление обыкновенное. По данным CNBC, на 7 из 10 последних Олимпиад, считая нынешнюю, расходы были превышены в два и более раз, и в целом в первоначальный бюджет уложиться не удалось вообще никому. Рекорды были поставлены на Олимпиадах в Афинах-2004 и Сочи-2014 — в обоих случаях итоговые затраты выросли в 5 раз по сравнению с первоначальными планами.

В результате, многие города и регионы, в которых проводились Олимпиады, остались после их окончания с большими долгами. В случае Летних Игр-2016 правительству Бразилии даже пришлось провести бэйлаут штата Рио-де-Жанейро непосредственно перед Олимпиадой, чтобы в бюджете появились средства на оплату дополнительных мер безопасности. А впоследствии бразильцы так и не смогли найти применение для дорогостоящих олимпийских объектов, которые превратились в «белых слонов» (термин обозначает неиспользуемую постолимпийскую инфраструктуру).

С учётом того, что Олимпийские Игры не окупаются и оставляют хозяев в затруднительной финансовой ситуации, число городов, желающих провести у себя Олимпиаду, в последнее время настолько снизилось, что МОК был вынужден впервые пойти на то, чтобы за один раз выбрать столицы сразу двух будущих Летних Игр (ими стали Париж и Лос-Анджелес):

https://edition.cnn.com/2017/09/13/sport/paris-olympic-bid-2024-los-angeles-2028/index.html

Олимпийское движение явно теряет свою привлекательность в последнее время. Поэтому от того, насколько успешно в финансовом плане пройдут Игры в Пхёнчхане, во многом зависит дальнейшая судьба Олимпиад. И если с будущим использованием олимпийских объектов прагматичные корейцы наверняка разберутся, то вот с посещаемостью Игр ситуация достаточно грустная и что-то менять уже поздно.

За неделю до начала Олимпиады нераспроданными оставались более четверти билетов (всего было продано 74,8% или 799 тысяч из 1 миллиона 70 тысяч билетов):

https://rg.ru/2018/02/02/v-orgkomitete-olimpiady-2018-priznali-plohie-prodazhi-biletov-na-igry.html

По сравнению с Играми в Сочи-2014 подобные темпы продажи билетов — это провал (тогда за две недели до Игр уже было продано 1.2 миллиона билетов):

http://tass.ru/info/940403

Эксперты называют следующие причины такого резкого падения посещаемости:

  • Во-первых, Южная Корея — маленькая по сравнению с Россией страна.
  • Во-вторых, Пхёнчхан — крайне небольшой и малонаселённый городок, и он сильно уступает таким крупным демографическим и туристическим центрам, как Турин, Ванкувер или Сочи.
  • В-третьих, из-за решения НХЛ на Олимпиаду опять не приехали многие лучшие хоккейные игроки, у которых большое число фанатов.
  • В-четвёртых, многих потенциальных посетителей отпугнуло очередное обострение ситуации на Корейском полуострове из-за ракетной программы КНДР.
  • В-пятых, из-за размещения в Южной Корее американских комплексов ПРО ухудшились отношения этой страны с Китаем, из-за чего резко снизился поток китайских туристов:

http://english.yonhapnews.co.kr/news/2017/12/31/0200000000AEN20171231001100320.html

  • Наконец, в-шестых, на Игры под предлогом допингового скандала не допустили Россию, в последний момент лишив российских чемпионов возможности выступать под нейтральным флагом. Это лишило российских болельщиков мотивации ехать на Игры:

https://www.cnbc.com/2018/01/09/olympic-ticket-sales-fall-short-for-pyeongchang-games.html

Таким образом, в чистом виде эти Олимпийские Игры вряд ли будут экономически выгодны, и в будущем будет ещё хуже, потому что Играм приходится конкурировать с другими медиа-продуктами за деньги рекламодателей. Раньше у них не было такой серьезной конкуренции, а сейчас — есть.

МОК стоило бы заняться вопросом введения киберспорта в олимпийскую программу. Тогда будет шанс привлечь новых рекламодателей и внимание молодёжи, но не факт, что МОК готов к столь радикальному шагу.

На фото: талисманы Игр-2018 в Пхёнчхане. Источник: Wikimedia Commons, автор — Kārlis Dambrāns, лицензия — CC BY 2.0.

Сооснователь Эфириума: конечно, это пузырь!
«Значимое число» Цукерберга
Токсичные активы ЕЦБ
Washington Post взбунтовался против Безоса
Трамп утраивает ставки
Агония офлайнового банкинга
Тарифы Трампа: получилось как всегда
Большой разворот
Чистосердечное признание Цукерберга
Риски разрыва иранской сделки
ФРС признала пузырь
Железоюань вслед за нефтеюанем
Повышение ставок под вопросом
Ставка на падение Теслы
Британия делает ставку на крипту

Последние новости