Пхёнчхан-2018: высокие расходы и пустые трибуны

Ожидается, что итоговая стоимость Игр в южнокорейском Пхёнчхане составит $13 миллиардов, что почти вдвое превышает изначальную оценку в $7 миллиардов. На фоне низких продаж билетов, такая ситуация снова остро поднимает вопрос об экономической состоятельности Олимпиад:

https://www.cnbc.com/2018/02/15/south-koreas-pyeongchang-winter-olympics-costs-benefits-of-hosting.html

Удвоение расходов по сравнению с первоначальными оценками — это конечно минус организаторам, но зато наглядно видно, что проблемы с планированием инвестиционных расходов — это не чисто российский феномен, и Игры в Сочи не были в этом плане чем-то исключительным.

Вообще говоря, превышение бюджета на проведение Олимпийских Игр — явление обыкновенное. По данным CNBC, на 7 из 10 последних Олимпиад, считая нынешнюю, расходы были превышены в два и более раз, и в целом в первоначальный бюджет уложиться не удалось вообще никому. Рекорды были поставлены на Олимпиадах в Афинах-2004 и Сочи-2014 — в обоих случаях итоговые затраты выросли в 5 раз по сравнению с первоначальными планами.

В результате, многие города и регионы, в которых проводились Олимпиады, остались после их окончания с большими долгами. В случае Летних Игр-2016 правительству Бразилии даже пришлось провести бэйлаут штата Рио-де-Жанейро непосредственно перед Олимпиадой, чтобы в бюджете появились средства на оплату дополнительных мер безопасности. А впоследствии бразильцы так и не смогли найти применение для дорогостоящих олимпийских объектов, которые превратились в «белых слонов» (термин обозначает неиспользуемую постолимпийскую инфраструктуру).

С учётом того, что Олимпийские Игры не окупаются и оставляют хозяев в затруднительной финансовой ситуации, число городов, желающих провести у себя Олимпиаду, в последнее время настолько снизилось, что МОК был вынужден впервые пойти на то, чтобы за один раз выбрать столицы сразу двух будущих Летних Игр (ими стали Париж и Лос-Анджелес):

https://edition.cnn.com/2017/09/13/sport/paris-olympic-bid-2024-los-angeles-2028/index.html

Олимпийское движение явно теряет свою привлекательность в последнее время. Поэтому от того, насколько успешно в финансовом плане пройдут Игры в Пхёнчхане, во многом зависит дальнейшая судьба Олимпиад. И если с будущим использованием олимпийских объектов прагматичные корейцы наверняка разберутся, то вот с посещаемостью Игр ситуация достаточно грустная и что-то менять уже поздно.

За неделю до начала Олимпиады нераспроданными оставались более четверти билетов (всего было продано 74,8% или 799 тысяч из 1 миллиона 70 тысяч билетов):

https://rg.ru/2018/02/02/v-orgkomitete-olimpiady-2018-priznali-plohie-prodazhi-biletov-na-igry.html

По сравнению с Играми в Сочи-2014 подобные темпы продажи билетов — это провал (тогда за две недели до Игр уже было продано 1.2 миллиона билетов):

http://tass.ru/info/940403

Эксперты называют следующие причины такого резкого падения посещаемости:

  • Во-первых, Южная Корея — маленькая по сравнению с Россией страна.
  • Во-вторых, Пхёнчхан — крайне небольшой и малонаселённый городок, и он сильно уступает таким крупным демографическим и туристическим центрам, как Турин, Ванкувер или Сочи.
  • В-третьих, из-за решения НХЛ на Олимпиаду опять не приехали многие лучшие хоккейные игроки, у которых большое число фанатов.
  • В-четвёртых, многих потенциальных посетителей отпугнуло очередное обострение ситуации на Корейском полуострове из-за ракетной программы КНДР.
  • В-пятых, из-за размещения в Южной Корее американских комплексов ПРО ухудшились отношения этой страны с Китаем, из-за чего резко снизился поток китайских туристов:

http://english.yonhapnews.co.kr/news/2017/12/31/0200000000AEN20171231001100320.html

  • Наконец, в-шестых, на Игры под предлогом допингового скандала не допустили Россию, в последний момент лишив российских чемпионов возможности выступать под нейтральным флагом. Это лишило российских болельщиков мотивации ехать на Игры:

https://www.cnbc.com/2018/01/09/olympic-ticket-sales-fall-short-for-pyeongchang-games.html

Таким образом, в чистом виде эти Олимпийские Игры вряд ли будут экономически выгодны, и в будущем будет ещё хуже, потому что Играм приходится конкурировать с другими медиа-продуктами за деньги рекламодателей. Раньше у них не было такой серьезной конкуренции, а сейчас — есть.

МОК стоило бы заняться вопросом введения киберспорта в олимпийскую программу. Тогда будет шанс привлечь новых рекламодателей и внимание молодёжи, но не факт, что МОК готов к столь радикальному шагу.

На фото: талисманы Игр-2018 в Пхёнчхане. Источник: Wikimedia Commons, автор — Kārlis Dambrāns, лицензия — CC BY 2.0.

Трамп требует от КНР невозможного
Tesla провалила роботизацию, повторив ошибки 1980-х
Почему Венесуэла импортирует нефть
Трамп передумал возвращаться в ТТП
Импортозамещение по-американски
Одесская контрабанда с помощью биткоина
Профсоюзы США против касс самообслуживания
Безос поднял зарплаты в Amazon, чтобы убрать конкурентов
Бескассирные магазины множатся в Китае
Китай переманивает союзников США
Приватизация войны
Русал ушёл в обвал
Джекпот замедленного действия
Пенсии как причина будущего кризиса
Пенсионная дыра размером с Японию

Последние новости