Китайский Индийский океан

Индия и Китай вступили в соревнование за гегемонию в Индийском океане. Индийцы не собираются просто так отдавать эпонимную акваторию, а китайцам важно защитить свои экономические интересы в Африке и на Ближнем Востоке:

https://www.cnbc.com/2018/02/28/military-china-and-india-compete-over-bases-around-indian-ocean.html

В ответ на недавнее открытие китайской военно-морской базы в Джибути индийцы также решили начать создавать зарубежные базы. В качестве площадок для этого были выбраны Сингапур, Оман и Сейшельские острова.

Первая в истории КНР иностранная военная база была анонсирована в 2016 году. Её расположение в джибутийском порту, вблизи входа в Красное море, отражает китайские амбиции по военному присутствию на основных торговых путях в Индийском океане (напомним, что через Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал идёт значительная часть мировой торговли).

По мнению экспертов, база в Джибути является частью стратегии КНР по созданию так называемого «жемчужного ожерелья» вокруг Индийского океана. В качестве жемчужин выступают не только военные базы, но и коммерческие объекты. В частности, китайцы собираются построить крупный порт в Танзании, что позволит им закрепиться не только к северу, но и к югу от Африканского Рога.

Согласно официальной китайской версии, речь идёт о развитии транспортной и торговой инфраструктуры в рамках проекта «Один пояс — один путь» («Новый шёлковый путь»), который включает в свою орбиту не только евразийские, но и африканские государства:

Один пояс — один путь

Индийцы пока не сформировали столь же грандиозную стратегию, но, тем не менее, развернули бурную деятельность, заключив ряд военных и коммерческих сделок с различными индоокеанскими государствами.

В прошлом месяце индийский премьер-министр Нарендра Моди договорился о доступе индийских ВМС в одну из гаваней Омана — стратегически расположенной страны вблизи входа в Ормузский пролив, через который проходит 30% мировой торговли нефтью.

Ранее в этом году Индия также заключила 20-летнее соглашение с Сейшелами, предполагающее строительство взлётно-посадочной полосы и мола в интересах индийских военных. В прошлом ноябре индийцы заключили соглашение с Сингапуром о доступе к военно-морской базе Чанги.

Спешка Индии легко объяснима — отступать и откладывать уже некуда. Ещё ранее, в июле прошлого года китайцы залезли даже на соседний с Индией остров Шри-Ланку, заключив договор об аренде на 99 лет порта Хамбантота. Индийцы не могли оставить это без ответа и включились с китайцами в коммерческий спор за то, кто будет контролировать соседний с Хамбантотой аэропорт. Так или иначе, китайцы намерены закрепиться на Цейлоне надолго, и, похоже, на этом направлении Индия уже проиграла.

Хотя в случае с Хамбантотой и портом в Танзании речь идёт о гражданских объектах, но существуют обоснованные опасения, что в случае какого-либо международного обострения коммерческую инфраструктуру можно будет легко превратить в военную.

Именно по этой причине финансируемый компанией India Ports Global порт Чабахар в Иране считается индийским ответом на китайские инвестиции в порт Гвадар в соседнем Пакистане (расстояние между двумя портами составляет всего 350 километров). Чабахар призван стать частью маршрута, ведущего через Иран в отрезанный от моря Афганистан, в обход не слишком дружественного к Индии Пакистана.

В качестве других возможных мест для китайских баз эксперты называют Мьянму и Мальдивские острова. Причина — масштабные инвестиции КНР в эти страны. Если вслед за деньгами туда зайдут военные, то Индия окажется практически полностью окружена китайскими базами.

Вдобавок, китайцы собираются развернуть в Индийском океане свою систему противоракетной обороны корабельного базирования:

https://www.cnbc.com/2018/02/08/china-plans-sea-based-anti-missile-shields-for-asia-pacific-and-indian-ocean.html

Таким образом, в Индийском океане началась «гонка военных баз». Контроль над этой акваторией может иметь ключевое значение для будущих сверхдержав, поскольку именно здесь сосредоточено 40% мировой офшорной добычи нефти и здесь проходят важнейшие торговые пути, не говоря уже об огромных рыбных запасах.

Как ни странно, индийско-китайский конфликт — это самая серьёзная дипломатическая победа Вашингтона за последнее время. Вашингтон давно пытался натравить Индию на Китай:

США приманивают Индию

Эскалация индийско-китайского противостояния не несёт для региона ничего хорошего. России будет очень сложно балансировать и не обидеть одну из конфликтующих сторон, одна из которых покупает у нас газ и нефть, а другая — оружие и нефтепродукты с индийских НПЗ, которые принадлежат Роснефти.

Электроника в опасности
Рождение нефтяного картеля
Польша проиграла «Газпрому»
Трамп против китайского импорта
Трамп предупредил Google, Twitter и Facebook
Uber ограничили сверху и снизу
Платёжная система юань-рубль
Чистосердечное признание Цукерберга
Криптовалютные биржи в опасности
США завидуют Китаю из-за Зимбабве
Обвал на закуску
Санкции против русских олигархов
ЕЦБ прикроет британским банкам лазейку на еврорынок
Контрсанкции по-китайски
Штурмовщина и репрессии в Тесле

Последние новости