Жители и гости Франции столкнулись с отменой большинства поездов и части самолётов, поскольку профсоюзы французских транспортных госкомпаний — авиаперевозчика Air France и железнодорожного оператора SNCF — вышли на массовую забастовку против трудовой реформы Эмманюэля Макрона:
SNCF (фр. Société Nationale des Chemins de fer Français, Национальная компания французских железных дорог) начала забастовку с вечера понедельника, объявив, что во вторник на маршруты выйдет лишь каждый пятый поезд дальнего следования и каждый третий пригородный. Железнодорожники планируют протестовать в течение 36 дней, с перерывами.
К забастовке также присоединились государственные авиалинии Air France: представители компании сообщили, что четверть всех полётов будет отменена.
Массовые протесты против изменения статуса работников госкомпаний начались во Франции в прошлом месяце. Забастовка транспортников — наиболее заметная и серьёзная часть происходящего, но протестуют также энергетики, мусорщики, учителя и, по старой французской традиции, студенты университетов (государственные вузы также будут затронуты трудовой реформой).
Причина столь обширного недовольства — планы Макрона по ликвидации ряда трудовых льгот для вновь нанимаемых сотрудников государственных предприятий, включая отмену права раннего выхода на пенсию и специальных пенсионных надбавок.
Изменения напрямую не коснуться тех, кто сейчас работает в госкомпаниях, но, очевидно, это будет значительным ударом по семейным профессиональным династиям, а также по студентам, которые в данный момент получают образование и рассчитывают на работу в госсекторе.
Но многим сотрудникам госкомпаний всё же предстоит столкнуться с проблемами, если Макрон проведёт свои реформы. Так, например, он предлагает демонополизировать железные дороги, открыв эту сферу для конкуренции. Это может серьёзно отразиться на зарплатах и карьере менее эффективных работников (либо тех, кому не повезло оказаться в менее эффективных компаниях и подразделениях).
Именно поэтому французские железнодорожники выступили против планов Макрона, хотя госкорпорация SNCF обременена тяжёлыми долгами и её давно пора спасать или реформировать.
Ожидаемо, 74,000 сотрудников SNCF рассчитывают скорее на спасение через денежные вливания, чем на рискованные и неприятные «очистительные» реформы.
Но главная проблема Макрона даже не в этом, а в том, что Германия отказывается от выпуска общеевропейских облигаций, то есть отказывается «платить за весь ЕС», и простых решений у этой проблемы нет.
Франция может и дальше набирать долги на себя и на свои госкомпании, такие как SNCF, но это не может продолжаться бесконечно, и Макрон (экс-банкир) это прекрасно понимает.
Любые попытки реформ (а Франция — это неэффективная экономика, которой реформы очень нужны) будут встречать жёсткое сопротивление общества, но у Макрона нет выбора. Он обязан их «протащить», даже если это приведет к резкому падению его рейтинга, который и так не слишком высокий.