Tesla провалила роботизацию, повторив ошибки 1980-х

В 1980-е годы американская корпорация General Motors потратила миллиарды долларов на автоматизацию автопроизводства, однако эти огромные инвестиции практически не дали результата. В наше время ту же самую ошибку повторил Илон Маск и его компания Tesla:

https://arstechnica.com/cars/2018/04/experts-say-tesla-has-repeated-car-industry-mistakes-from-the-1980s/

На прошлой неделе главная фабрика Теслы во Фримонте, штат Калифорния, приостановила производство, равно как и фабрика по производству батарей в Кларке, штат Невада. Глава компании Илон Маск заявил, что данная пауза необходима, чтобы подготовить площадку к производству 6,000 машин Model 3 в неделю к концу июня, что втрое превышает нынешние показатели.

Tesla Model 3 — первая «массовая» модель Теслы, которая должна позволить компании выйти на широкий рынок, сделав её продукцию доступной для широкого покупателя. Наладить полноценное производство этого электромобиля не удаётся уже 9 месяцев, в течение которых постоянно передвигаются сроки и занижаются очередные показатели производства. Маск признал наличие проблемы и назвал сложившуюся ситуацию «производственным адом».

Как выяснилось, ключевая причина провала сроков состояла в ставке на максимальную автоматизацию. О роботах на автопроизводстве и их огромных перспективах Маск постоянно говорил в течение последних двух лет. Однако на прошлой неделе он вынужден был признать свою неправоту.

«Излишняя автоматизация на Тесле была ошибкой,» — написал Маск в Твиттере. «Если говорить точнее, это была моя ошибка. Мы недооцениваем людей.»

«У нас была эта сумасшедшая, сложная сеть конвейерных линий,» — пояснил Маск в интервью CBS News. «И она не работала, поэтому нам пришлось от неё полностью избавиться.»

Таким образом, Маск открыл для себя хорошо известные многим автоэкспертам истины:

  • 1) существенно улучшить методы производства, применяемые традиционными производителями, крайне непросто;
  • 2) автоматизация, увы, не является «волшебной палочкой» и несёт с собой много сложностей и минусов.
  • Специалист по автоотрасли Сэм Абуэльсамид (Sam Abuelsamid) указывает, что Тесла по сути повторила ошибки, допущенные в 1980-х и 1990-х годах крупнейшим американским автоконцерном General Motors.

    В те времена GM возглавлялась Роджером Смитом (Roger Smith), который попытался реализовать весьма амбициозную стратегию по созданию практически полностью автоматизированного производства. По мнению Смита, это должно было позволить GM эффективно конкурировать с Toyota и другими иностранными компаниями, которые в те годы быстро отбирали у американцев их долю на мировом авторынке.

    Концепция завода, на котором можно было не включать свет (ведь там работают роботы!), была очень заманчивой. Однако результаты внедрения автоматизированных линий на General Motors оказались плачевными. Роботы-покрасчики красили друг друга, вместо того чтобы красить автомобили, а роботы-сварщики постоянно натыкались на корпуса машин и портили их, надолго останавливая работу всей линии.

    В результате многомиллиардные вливания в передовую на тот момент робототехнику обернулись для GM убытками, и вскоре от чрезмерной автоматизации пришлось отказаться.

    Характерно, что потребность в обслуживании роботов и устранении постоянных ошибок привели к тому, что на автоматизированном заводе GM в Хамтрамке, штат Мичиган, в итоге пришлось держать в полтора раза больше работников, чем на расположенной неподалёку аналогичной неавтоматизированной фабрике Ford (5,000 против 3,700 человек), при том что на фордовском заводе продолжали производить гораздо больше машин.

    Между тем, на заводе Теслы в 2016 году работало, по разным данным, от 6,000 до 10,000 человек, а произведено было всего лишь 83,922 машины — то есть, современное «роботизированное» производство Теслы стало даже более трудозатратным и малоэффективным, чем «автоматический» завод GM в конце 1980-х.

    По мнению сегодняшних экспертов, основная проблема была именно в том, что GM попыталась применить одновременно множество роботов, вместо того, чтобы поставить на линию малое количество, работая с которым можно было бы постепенно исправлять ошибки, накапливать опыт и не ставить при этом под угрозу общие темпы производства.

    Как показывает практика, автоматизация может быстро и эффективно заработать лишь в качестве небольшой добавки к уже хорошо отлаженному рабочему процессу, но она не может сразу и полностью заменить этот процесс. Это верно и для роботов 30-летней давности, и для гораздо-более продвинутых современных роботов.

    Фирменная амбициозность и самоуверенность Маска в данном случае не пошли на пользу его компании. Если бы он не был столь уверен в «устарелости» опыта других компаний, то проблем можно было бы избежать.

    То, что Тесла фактически провалила попытку создать полностью автоматизированную линию — это плохо, но было бы не катастрофично, если бы Маск мог «подлатать» производственный процесс, подключая к нему людей в нужных точках. Проблема в том, что даже организация «человеческого» или полуавтоматизированного эффективного производства оказалась для него нерешаемой.

    Держателей акций Тесла может ждать рост, если рынку расскажут какую-то новую позитивную историю о перспективах компании, причём Маску придется сильно постараться чтобы ему снова поверили. Если какого-то свежего позитива не будет, то негативные операционные результаты потащат акции вниз.

    На фото: автомобиль на линии производства Tesla во Фримонте, штат Калифорния. Источник: Flickr via Wikimedia Commons, автор — Maurizio Pesce, лицензия — CC BY 2.0.

    Сланцевая уязвимость США
    Трампу предрекли рецессию
    Жизнь при плавающем курсе
    Cisco пострадает из-за торговой войны
    Трамп готовит банхаммер для немецкого автопрома
    Триумф популизма: Италия утроила дефицит бюджета
    Китай и Германия объединяются против США
    Канадский пузырь готов лопнуть
    Китай призывает ЕС совместно надавить на США
    Дипломатический поворот КНДР
    США и Китай повышают ставки
    Санкции сближают Россию и Венгрию
    Центробанк Швейцарии сбрасывает американские акции
    Трамп угрожает опошлить европейский автопром
    Европейцы подсознательно предпочитают наличные

    Последние новости