NASA критикует SpaceX

Редкий случай — специалисты NASA, а вслед за ними и некоторые представители Конгресса США выступили против SpaceX — ракетно-космической компании Илона Маска. Суть критики в том, что способ заправки ракеты Falcon 9 создаёт угрозу для жизни астронавтов:

http://www.chicagotribune.com/news/nationworld/ct-nasa-spacex-rocket-elon-musk-20180505-story.html

Falcon 9 (Сокол 9) — ракетное семейство, включающее в том числе многоразовые ракеты тяжёлого класса (именно повторное использование ракет и космических кораблей является основной «фишкой» SpaceX).

Ракеты данной серии начали испытываться в 2010 году, первое успешное приземление ракетной ступени на землю было осуществлено в 2016 году, а в ближайшее время компания рассчитывает начать использовать «Соколов» для пилотируемых полётов.

Однако при проектировании последней модификации ракеты инженеры Илона Маска применили весьма небезопасное техническое решение — чтобы уместить как можно больше топлива в баках, его начали охлаждать до сверхнизких температур (уменьшая таким образом объём, занимаемый жидкостью).

Проблема в том, что для сохранения нужной температуры заправлять охлаждённое топливо в ракету приходится непосредственно перед стартом — то есть, в случае пилотируемых полётов, когда астронавты уже находятся в капсуле космического корабля. Однако с топливом во время столь спешной заправки возможны инциденты — и получается, что любое возгорание грозит гибелью экипажа на стартовой площадке.

Как отмечают некоторые эксперты NASA, такой подход является нарушением норм безопасности для ракет-носителей, установленных 50 лет назад.

Опасения экспертов подтверждаются практикой — в сентябре 2016 года одна из ракет Falcon 9 взорвалась в момент заправки перед испытаниями двигателя. Никто не погиб, но была потеряна нагрузка — спутник стоимостью в миллионы долларов. Другое дело, если бы на месте этого спутника были люди…

Собственно, именно по причине невозможности обеспечить безопасность при таком способе заправки NASA когда-то отказалась от идеи его применения. После гибели шаттлов «Челленджер» в 1986 году и «Колумбия» в 2003 году, в результате чего погибли в общей сложности 14 человек, американское космическое агентство стало проявлять крайний консерватизм и осторожность в вопросах безопасности.

Однако SpaceX — частная компания, и Маску ничто не помешало пойти на риски, которые оказались неприемлемы для NASA.

Катастрофа шаттла «Колумбия» стала одной из причин, по которой программа шаттлов закрылась в 2011 году. С тех пор Соединённые Штаты полагается на Россию в доставке своих астронавтов на Международную космическую станцию, причём если в 2006 году стоимость места на российском корабле «Союз» для американцев составляла 21.3 миллиона долларов, то в 2015 году — уже 81.9 миллиона долларов.

Поклонники SpaceX рассчитывают, что компания Маска поможет США превозмочь зависимость от услуг России. Однако ни SpaceX, ни его главный конкурент — Boeing, пока так и не смогли справиться с задачей из-за постоянных задержек, так что уже целых 7 лет Россия возит американцев в космос.

И вот теперь, как мы видим, американские СМИ всё больше начинают ставить под вопрос как общую ставку на частную пилотируемую космонавтику, так и роль SpaceX.

Ситуация неоднозначна. В 2018 году SpaceX совершила 18 успешных пусков, однако до этого дважды потеряла ракеты Falcon 9 из-за взрыва. Но даже если конкретные конструктивные недостатки, приведшие к авариям, были с тех пор устранены, сама идея использования многоразовых ракет и космических кораблей, равно как и небезопасный способ заправки ракет, по-прежнему оставляют очень много вопросов.

Возможно, всё это лишь временные трудности на пути технического прогресса. Однако нельзя не отметить следующее: пошла цепная медийная реакция. Если раньше считалось моветоном говорить плохое про Теслу (другая компания Илона Маска) и вообще нельзя было серьезно наезжать на SpaceX, то несколько месяцев назад стало можно и даже модно критиковать Теслу, а сейчас уже и до SpaceX добрались.

От критики специалистов NASA нельзя просто так взять и отмахнуться. Это большая проблема для Маска, для которого имидж визионера и гениального инженера — главный актив. Если даже SpaceX будет лишен имиджа прорывной высокотехнологичной компании, то для Маска это будет катастрофой, которая приведёт к финансовому краху всей его бизнес-империи.

На фото: испытание ракетного двигателя на стенде SpaceX.

Трамп угрожает немцам
Робореволюция в доставке еды
Нефть растёт, буровые падают
Есть ложь, и есть китайская статистика
Южная Корея ограничит криптотрейдинг
Неуловимое золото Германии
Тающие доллары
Санкции помогли Венесуэле
Профсоюзы США против касс самообслуживания
Трамп требует учетверить военные расходы Германии
Рост биткоина оказался манипуляцией
Азиатская лестница сломана
Центробанки присматриваются к криптовалютам
США бросают Пакистан
Один пояс — один путь

Последние новости