США-ЕС: торговая война вновь разгорается

Похоже, что торговое перемирие, установленное между США и ЕС летом прошлого года, скоро может закончится. Вашингтон пригрозил ввести пошлины на европейские товары, после того как Всемирная торговая организация (ВТО) признала, что субсидии, выданные авиационному гиганту Airbus были незаконными. Брюссель заявил, что готов принять ответные меры:

https://www.cnbc.com/2019/04/09/europe-slams-latest-us-tariff-threat-as-greatly-exaggerated.html

ВТО ещё в прошлом году вынесла свой вердикт: субсидии Эйрбасу, основные производственные площадки которого находятся во Франции, а также в Германии, Великобритании и Испании, нанесли ущерб американским авиапроизводителям (в первую очередь, Boeing). И вот, в понедельник США решили воспользоваться этим для возобновления тарифной войны.

Налицо определённый прогресс: в прошлом году Белый дом вводил тарифы сравнительно произвольно, без ссылок на решения международных организаций.

После заявления Вашингтона акции Airbus упали на 2.3%. Компания считает, что легальных оснований для введения санкций нет, и что Евросоюз соблюдает правила и постановления ВТО.

В Еврокомиссии также раскритиковали поведение США, назвав масштаб предложенных санкций «сильно преувеличенным» и отметив, что только назначенные ВТО арбитры могут определять состав мер, которые принимаются в связи с решениями ВТО.

Характерно, что Торговое представительство США (Office of the U.S. Trade Representative) собирается ввести тарифы не только в отношении продукции европейского авиапрома, но и в отношении таких товаров, как рыба, молоко, оливковое масло и вино.

Американцы оценили ущерб, нанесённый им европейскими субсидиями, в «$11 миллиардов за каждый год», однако точную цифру должны определить эксперты ВТО не позднее лета. Вопрос о субсидиях Airbus рассматривался в ВТО очень долго — целых 14 лет, так что общая сумма ущерба за эти годы может составлять десятки миллиардов долларов, а если верить США — то и более сотни миллиардов.

Между тем, ВТО ещё в 2012 году определила, что США неправомерно выплачивали миллиарды долларов субсидий Боингу, что дало компании неконкурентные преимущества по сравнению с Airbus. С тех пор ЕС продолжает ждать решения ВТО о том, какие у него есть «права на возмездие» (retaliation rights) в отношении США.

Более того, в марте ВТО заявила, что США не выполнили её предписания об устранении всех незаконных субсидий, получаемых Boeing.

В таком контексте тарифные угрозы США заставляют экспертов говорить о двойных стандартах, проявляемых Вашингтоном. Субсидировать Боинг и одновременно наказывать ЕС за субсидии Эйрбас, не дожидаясь цивилизованного решения спора в ВТО — более чем очевидное лицемерие.

Это даёт Еврокомиссии все основания для зеркального ответа Вашингтону на любые возможные тарифы. Пока, впрочем, в Брюсселе предпочитают действовать согласно международному праву и ожидают назначения арбитров ВТО.

Между тем, с середины прошлого года остаётся подвешенным в воздухе вопрос о тарифах США на продукцию европейского автопрома. Американцы по-прежнему угрожают принять ряд мер, которые могут больно ударить по экономике Германии и других автопроизводителей в ЕС:

Автоимпорт — угроза нацбезопасности США

Сейчас продолжаются переговоры США с Китаем по вопросу о прекращении их двусторонней торговой войны, в ходе которой были введены пошлины более чем на половину их товарооборота. Вероятно, очередными тарифными угрозами Вашингтон пытается заставить ЕС отказаться от идеи встать на сторону китайцев и совместно выступить против США.

Однако, по словам старшего экономиста ОЭСР Лоренс Бун (Laurence Boone), как только закончится история с Китаем, «США займутся Европой». Поэтому европейцам стоит всё же подумать о союзе с КНР, и уж во всяком случае заранее подготовить ответные меры, направленные против США.

Введение по-настоящему болезненных для США тарифов — это будет важный политический тест для руководства Евросоюза. Пока ЕС демонстрирует очень убедительную решимость.

Если тарифы удастся скоординировать с какими-то китайскими действиями в американо-китайской торговой войне, то результат будет ещё более впечатляющим и создаст ситуацию фактической изоляции США на международной арене.

Шансы на такое развитие событий есть: накануне власти ЕС и Китая заявили о достижении «прорывного соглашения», которое положить конец насильственному трансферу технологий (от европейских компаний, работающих в КНР, в китайские компании). Также китайцы выразили готовность обсуждать с ЕС другие острые вопросы, вроде промышленных субсидий и устранения неравноправного положения европейского бизнеса:

https://www.abc.net.au/news/2019-04-10/eu-hails-breakthrough-with-china-on-secrets-and-subsidies/10987190

Если ЕС и Китай смогут договориться обо всём этом мирно, не начиная торговую войну и не угрожая друг другу тарифами, то это будет огромный удар по президенту Трампу и его агрессивной внешнеэкономической стратегии.

ЕЦБ прекращает количественное смягчение
Китай уступит BMW производство BMW в Китае
КНР готовит санкции против США в ВТО
Пол Волкер о США и ФРС: «ад и беспорядок повсюду»
Жизнь при плавающем курсе
Зелёный свет беспилотным авто
Битмайнинг убыточен — даже с дешёвой энергией
Трампу предрекли рецессию
Миллионеры разбогатели на 10% за год
«Иранская защита» Русала
Мигранты-неграждане массово голосуют на выборах в США
Мэй связала свою судьбу с Брекзитом
Налоги на бумеров
Почему Венесуэла импортирует нефть
О чём говорит разница между ВВП и ВНП?

Последние новости